Опора дыхания — парадоксальное дыхание певца

пение на опоре, опора дыхания, парадоксальное дыхание
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Возможно, вы посетили кучу сайтов, чтобы выяснить, что такое «опора голоса» или «опора дыхания», но наткнулись лишь на неясные термины. Не удивлюсь, если вы совершенно запутались, так и не разобравшись, зачем же нам петь на опоре. «Опора дыхания», так же известная как «парадоксальное дыхание», до сих пор вызывает массу споров и порождает заблуждения у начинающих певцов. А, действительно, зачем нам опора голоса?

Опора голоса и ее значение в пении.

Случалось ли такое: когда вы слушали любимый трек и хотели подпеть певцу в порыве чувств, казалось, что вы легко возьмете верхнюю ноту вместе с ним? Но вместо этого у вас выходил сиплый или писклявый звук, а горло перехватывало спазмом?

Многие после такого начинают думать, что у них нет ни слуха, ни силы голоса. И это ошибка! Я глубоко убеждена, что петь могут все. Просто нужно знать механизмы, благодаря которым работает наш голос, и уметь ими управлять. Одним из таких важных механизмов является опора дыхания.

Одни певцы-профессионалы утверждают, что петь надо, опирая звук в центр диафрагмы (как это, интересно, сделать?), другие, что нужно чувствовать непрерывный столб дыхания и контролировать давление под связками (еще не легче!), третьи, что нужно звучать, как полая труба всем своим телом... А Федор Шаляпин, вообще, заявлял, что поет пятками, чувствует, как в них резонирует звук, и это и есть его опора!

Но все сходятся в одном: благодаря пению на опоре мы можем легко брать высокие ноты и долго их держать, не испытывая при этом никаких дискомфортных ощущений в горле и на связках.

Давайте разбираться, в чем здесь секрет!

Опора дыхания — как ставится голос?опора дыхания, дыхание при пении, парадоксальное дыхание

Все чаще люди решают заняться вокалом не только, чтобы научиться красиво петь и потом выступать на сцене. Но и ради того, чтобы просто «поставить голос». Это могут быть дикторы, актеры, учителя, юристы  — люди, которые активно используют голос в профессии.

Для начала я бы хотела кое-что прояснить. В этой статье мы обсудим, что такое опора дыхания, но не опора звука в целом. Между этими понятиями есть различие. Опора звука скорее относится к общей постановке голоса.

Термин «постановка голоса» означает развитие вокальных данных ученика в комплексе, с совершенно разных сторон, под чутким присмотром педагога. Общая постановка у вокалистов включает работу с дыханием, гортанью, голосовыми связками, резонансом звука. Конкретно о постановке голоса и о том, какие преимущества она дает, можете почитать в других статьях блога O VOCALE в разделе «Основы пения».

Часто «постановку голоса» приравнивают к пению на опоре, к поставленному «на опору» голосу. Опора дает глубину и новые краски голосу, он становится сильнее и звучит свободнее, меньше устает.

Так что вы должны понимать, что «опора дыхания» еще не включает в себя всю постановку голоса, это только один из ее этапов, пусть и самый важный. Постановка голоса — длительный процесс, может занимать несколько лет. А постановка дыхания происходит за пару месяцев при каждодневных тренировках и желании ученика.

Как работает опора дыхания?

Опора дыхания зависит от слаженной работы мышц — так называемого вокального пресса. В него входит диафрагма, мышцы ребер, косые мышцы живота и передняя брюшная стенка.

Подключаются при вдохе и мышцы спины, так как диафрагма крепится к верхнему поясничному отделу. Но, честно, такой тип дыхания удается почувствовать не всем и не сразу, поэтому он достоин отдельной статьи. Для начала вам нужно научиться диафрагмальному дыханию, о котором я писала ранее, его также называют дыхание «животом». Картинка ниже напомнит вам, как в таком случае изменяется положение диафрагмы: при вдохе она опускается, при выдохе поднимается куполом. А для наглядности посмотрите короткое видео, как работает диафрагма при пении.

Когда вы освоили этот тип вдоха и уверенно дышите животом в жизни, можно начинать тренировать диафрагму и ставить голос на «опору».

работа диафрагмы при пении, опора дыхания

Опора голоса нужна для того, чтобы управлять выдохом с помощью диафрагмы и брюшных мышц. Есть два способа влияния мышц на выдох.

  1. Опора дыхания работает на удержание выдоха. Диафрагма выпускает воздух плавно и не сдувает его сразу. Голос чувствует поддержку выдоха. Такой тип опоры используется, когда вы поете долгий протяжный звук. Она позволяет держать ноту так, чтобы та не дребезжала и не прерывалась. Голос словно льется одним потоком. Тогда дыхания хватит на длинные фразы, вы не будете задыхаться, будете звучать увереннее.
  2. Второй способ, которым мышцы влияют на выдох, связан с выталкиванием дыхания. Вместе с дыханием, они толкают и звук, организуя подачу голоса вперед. Такой прием используется на верхних нотах, когда нам надо громко подать звук, заставить его лететь и быть активным.

Первым способом мы пользуемся постоянно: когда поем на удобных нам нотах, когда распеваем, растягиваем звук, а вместе с ним и растягиваем наш выдох — удерживаем его. Любые мелодичные распевки или песни с протяжными нотами подойдут в качестве тренировки такой опоры дыхания.

Во втором случае помогут упражнения на стаккато, описанные в одном из лайфхаков этого блога. Они «научат» диафрагму быть подвижной и толкать звук. Мы используем данный прием, когда нам нужно спеть или сказать фразу громко, выдать сильные мощные ноты.

Если вы занимаетесь самостоятельно, полезно комбинировать распевки на эти два разных типа работы диафрагмы.

В обоих этих случаях присутствует принцип удержания дыхания, без которого невозможно почувствовать опору! Многие ученики с легкостью осваивают диафрагмальное дыхание, делают правильный вдох «животом», но никак не могут научиться удерживать дыхание, особенно расходовать его на длинных фразах. Важно уметь задерживать вдох, не выпускать весь воздух сразу. Без этого голос звучит слабо, теряет опору.

Тянете вы звук или выталкиваете его из себя, опоры дыхания не появится пока, вы не освоите пение на “задержанном вдохе”. Оно же — парадоксальное дыхание.

Парадоксальное дыхание. Техника задержанного вдоха.

Часто в методике вокала употребляется словосочетание «парадоксальное дыхание». Этот термин помогает понять, как должны работать мышцы, чтобы удержать выдох и создать голосу опору. В чем же парадокс дыхания у певцов? Он кроется в пении на задержанном вдохе. И заключается в том, что во время выдоха мы представляем, что продолжаем все еще вдыхать. Ничего не понятно, скажете вы? Не страшно, сейчас разберемся!

парадоксальное дыхание, вдох удивления, пениеВдохните ртом на слоге «Ах!» как будто внезапно удивились или испугались. И задержите этот вдох. Не выдыхайте! Сделайте паузу после вдоха. Во время которой проверьте, что вдохнули верно: ребра раздвинулись снизу, диафрагма опустилась, и вы ощущаете в ней некоторое напряжение.

Теперь задача в следующем: начните медленно выводить воздух на букву «с». Но оставьте нижние ребра раздвинутыми и диафрагму расширенной, словно вы все еще вдыхаете. Воздух будет выходить равномерно и плавно, а расширенный мышечный каркас оставаться в небольшом напряжении и удерживать выдох.

Разумеется, по мере того, как вы станете расходовать воздух, мышцы начнут немного сдуваться и приходить в естественное положение, выводя остатки набранного. Это нормально, не толкайте их, сужайте плавно.

Вот вам наглядный пример.

Представьте, что вы набрали воду в шприц и начали ее выводить. Если вы надавите на поршень шприца плавно, то и струя воды из иглы будет равномерной. Если будете давить толчками, то и вода будет выходить рывками, а не одним потоком. В нашем случае вода — это ваше дыхание, а поршень шприца — мышцы, управляющие выдохом: ребра, передняя стенка живота, диафрагма.

Задержанный вдох позволяет диафрагме изначально удержать поток воздуха и не вылить «воду из шприца» рывком в одну секунду. Так работает и парадоксальное дыхание у вокалистов.

Опора дыхания — держать или дышать?

В работе с опорой голоса новички совершают одни и те же ошибки. Либо дают мало опоры звука, либо передерживают опору, пережимают мышцы.

Если после вдоха вы сразу выпускаете воздух, едва открыв рот, и сдуваете живот, это значит, ваша опора дыхания не успевает включиться и не дает поддержку голосу. Звук становится сиплым, превращается в продых.

Возможно, это происходит из-за низкого тонуса диафрагмы. Значит, нужно больше ее тренировать различными упражнениями! Всегда следите во время пения за диафрагмой: удерживает ли она воздух после вдоха или позволяет выйти ему сразу за секунды. Приучите себя к паузе и небольшой задержке дыхания после того, как вдохнули.

Еще одна частая ошибка, связанная с пением на задержанном вдохе — не давать расслабляться мышцам вообще и держать их в расширенном состоянии постоянно во время выдоха. Это вызывает напряжение и зажимы.

Воздух нужно выпускать, но плавно, как бы придерживая. В этом и состоит «парадокс» вокального дыхания. Вы выпускаете воздух, но представляете, что вы им наполняетесь, благодаря активным (но не зажатым) мышцам.

Пение на задержанном вдохе — тренируй диафрагму и все получится!

опора дыхания, пение на опоре, парадоксальное дыхание

Надеюсь, эти принципы помогут вам научиться дышать легко и свободно во время пения. Ведь базой для хорошего голоса всегда служило и будет служить крепкое поставленное дыхание, какую бы книжку по методике вокала вы ни открыли.

Узнав секрет опоры дыхания и разобравшись в его парадоксах, я советую вам сразу применять знания в практике. Тренировки помогут закрепить знания в умения, а умения в навык. Чтобы вы смогли петь, подключая опору на автомате и уже не беспокоясь на ее счет, а наслаждаясь собственным голосом.

И помните: результаты появляются не за один день и даже не за один месяц. У профессиональных вокалистов начальный этап постановки дыхания занимает около полугода.

Если вы хотите почитать информацию о постановке голоса в целом и узнать, какие еще этапы она включает, кроме дыхания, то переходите в раздел «Основы пения».

Советую вам также заглянуть в раздел «Лайфхаки для голоса», где я делюсь упражнениями и практическими советами, как легко почувствовать опору звука.

Ну и как всегда, жду ваше мнение о данном материале в комментариях!

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

2 thoughts on “Опора дыхания — парадоксальное дыхание певца

  1. Я нашел ваш сайт, когда иcкал информацию, как петь на опоре и про опору голоса в принципе. Но вы пишите только про дыхание. Я так понял, это не одно и тоже?.. Поясните, если не затруднит.

    1. Андрей Васильевич, рада знакомству! Если вы внимательно читали мои статьи, то могли заметить, что под «опорой» голоса я понимаю равномерный выдох и работу мышц ребер. Возможно, вас запутали мои размышления о «постановке дыхания» и «постановки голоса» — вот тут это действительно разные вещи для меня. Постановка дыхания предполагает именно слаженную работу вашего «каркаса» — ребер, мышц живота и спины. Постановка голоса — это общее понятие, которое включает и постановку речи, и работу с фальшивыми нотами, и расширение диапазона и т.д. Но и в постановке дыхания и в постановке голоса уделяется большое внимание «опоре» звука. А точнее, работе вашего дыхания. Надеюсь, что что-то пояснила своим ответом)) Спасибо за отзыв!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *