Лайфхак для голоса #3. Пение на опоре — управляй дыханием!

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Ниже вы найдете упражнение на пение на опоре, которое использует задержанный вдох. Эта уникальная техника сделает вашу диафрагму более активной, научит удерживать дыхание и равномерно расходовать воздух при звукоизвлечении.

Ранее мы обсуждали, что такое пение на опоре — оно же “парадоксальное” дыхание у певцов. Если вам не совсем ясно, о чем речь, я советую пройти по ссылке выше и почитать теорию, а потом возвращаться сюда. В данном лайфхаке речь пойдет о практике и закреплении озвученных тем.

Пение на опоре. Упражнение на задержку дыхания и удержание выдоха.

У данного упражнения на задержку дыхания много аналогов. Еще знаменитый исследователь певческого голоса В.П.Морозов говорил как важно уметь петь на задержанном вдохе.  Это и является пением на опоре.

Задержанным вдохом управляет диафрагма. Она активно подключается к процессу дыхания, расширяется и удерживает воздух. И не дает вам сдуться, создавая тем самым опору голосу. Данный лайфхак поможет почувствовать, как работает диафрагма при пении на опоре.

Алгоритм выполнения следующий:

  1. Подойдите к стене и встаньте вплотную к ней лицом. Прислонитесь к ней так, чтобы соприкасаться всем корпусом: животом, грудью и бедрами. Голову можно повернуть в сторону и щекой прикоснуться к стене. Руки опущены вдоль тела, ноги устойчивы, кончики пальцев ног также касаются стены — не отодвигайте их далеко.
  2. Сделайте вдох в «живот». А правильнее сказать, в нижнюю часть грудной клетки, так чтобы расширились нижние ребра, а вместе с ними диафрагма. При правильном вдохе (тест на который описан в первом лайфхаке), передняя стенка живота пойдет вперед.  Если вы правильно сделали вдох, появится ощущение словно вы надули небольшой «шарик» в солнечном сплетении. Именно в солнечном сплетении в районе ребер, там, где находится диафрагма, не ниже! Этим «шариком» вы вплотную прикасаетесь к стене.
  3. Задержите дыхание после того, как вдохнули. Вдох и пауза. Во время которой почувствуйте сопротивление стены. Ощутите напряжение в расширенных мышцах ребер, передней стенки живота и диафрагмы. Касайтесь надутым солнечным сплетением стены на задержке дыхания. пение на опоре, задержка дыхания, диафрагма, парадоксальное дыхание
  4. Начните медленно выпускать воздух, но не сдувать живот! Чем больше вы выдыхаете, тем сильнее удерживайте мышцы диафрагмы и живота надутыми, словно продолжаете расширяться. Должно сложиться ощущение, что при выдохе вы все еще продолжаете вдыхать (парадокс вокального дыхания, помним?). Выдыхайте и толкайте стену расширенной диафрагмой с такой силой словно пытаетесь сдвинуть ее с места.
  5. Повторите упражнение уже с голосом. Потяните звук на любую гласную, например, «А», работая с дыханием по прежней схеме. Вдох с расширением диафрагмы и живота. Пауза и задержка дыхания в расширенном состоянии. Выдох — мышцы не сдуваем. Если не получилось с первого раза, снова вернитесь к беззвучному выдоху, а потом опять попробуйте на звуке. Главная задача не сдуваться и толкать стену животом, чувствовать ее давление на мышцы живота и их сопротивление в ответ.
  6. Отойдите от стены и сделайте такой же вдох и выдох с удержанием расширенной диафрагмы, словно продолжаете толкать стену. Спойте или скажите что-то, надув «шарик» на солнечном сплетении и не сдувая его, как будто толкаете стену. Диафрагма расширяется и живот идет вперед. Именно эти мышечные движения и подразумевают пение на опоре, их нужно тренировать.

Многие педагоги по вокалу советуют представлять в этот момент, что вы толкаете диафрагму вниз при звукоизвлечении, словно опираетесь на нее, и в этом и заключается опора пения. Если такой художественный образ вам помогает лучше ощутить напряжение, то можете думать о нем, когда поете. Но я советую вам для начала разобраться в физиологии дыхания. Изучить собственные ощущения в теле, чтобы осознать все механизмы работы голоса. А потом уже искать подкрепление в образах и метафорах.

Я не чувствую опору при пении: ошибки начинающих вокалистов в работе с задержкой выдоха.

Пение на опоре у начинающих вокалистов вызывает много вопросов. Кто-то считает, что нужно посильнее поднажать на диафрагму, кто-то думает, что лучше надуть живот, и это поможет удержать звук. А кто-то поет около пяти лет, да так и не научился удерживать выдох, потому что не придает должного значения тренировке диафрагмы.

Я хочу предостеречь вас от таких ошибок. Вот самые распространенные из них:

  • Главное в этом упражнении, понять, что не стоит сильно напрягать и зажимать мышцы живота и диафрагмы. Цель лайфхака — помочь вашему голосу, а не вызывать лишние спазмы. Есть понятие активных мышц, а есть понятие зажатых. Стоит их различать.
  • Не делайте упражнение через силу, если чувствуете, что создаете зажим в теле. В таком случае нужно перейти на более мягкий режим, делать вполсилы до легкого напряжения в диафрагме. Но небольшое чувство натяжения или иные ощущения активных мышц должны присутствовать!
  • Также плохо, если вы не почувствовали никакого напряжения и никакого сопротивления со стеной. Это значит, что диафрагма не удерживает ваш воздух, а спускает его сразу. Либо, вообще, не включается, и вы дышите верхом грудной клетки. Как научиться дышать животом, вы сможете прочитать в первом лайфхаке.
  • Следите за тем, чтобы ребра и живот не сужались во время выдоха. Хотя бы первые 5-10 секунд. Разумеется, по мере того, как будет заканчиваться дыхание, мышцы пойдут на спад и будут стремиться к естественному положению. Но постарайтесь, выдыхая(!), сохранить их в расширенном положении, как можно дольше.
  • Также плохо, если надув шарик на солнечном сплетении и начав толкать стену, вы отклоняетесь от нее. Вам нужно прислониться к ней, как можно сильнее, чтобы создать сопротивление и получить обратную опору и давление на мышцы от стены. Вступайте с ней в борьбу!

пауза, задержка дыхания, ребенокВнимание. Это важно! Помните, что после вдоха всегда должна быть небольшая пауза, и только потом выдох. Во время этой остановки вы даете мышцам диафрагмы и живота собраться и удержать расширенное состояние, удержать воздух.

Сначала эта пауза будет длинной, когда вы только начнете выполнять упражнение на опору при пении, но чем чаще вы будете обращать внимание на эту паузу, тем быстрее она войдет в привычку и станет маленькой и незаметной.

Со временем вы перестанете замечать задержку после вдоха совсем, пауза будет присутствовать и при исполнении песни, но быть микроскопической. Но необходимой для диафрагмы, чтобы успеть сгруппироваться и приступить к работе.

Моя практика показала, что если ученики не задумываются о данной схеме: вдох-пауза-выдох, они не могут контролировать свое дыхание полностью, спускают весь воздух на первых нотах, а голос лишается поддержки дыхания и опоры при пении.

Как сделать пение на опоре постоянным?

Пропойте, стоя у стены, всю песню целиком на задержанном вдохе, в таком же расширенном состоянии, как описано в лайфхаке. Это включит в работу ваш певческий выдох и опору голоса.

Особенно такое дыхание пригодится на сложных нотах, например, на верхних или там, где нужно долго тянуть звук и экономить выдох. Спойте самые сложные места в песне, прислонившись к стене и толкая ее расширенной диафрагмой.

Напомню: держать живот надутым всю песню в зажатом виде, якобы удерживая вдох, не очень полезно. Не выпускать воздух совсем также плохо, как и выпускать его весь в начале музыкальной фразы!

Когда нужно сэкономить вдох на длинной фазе или высокой ноте, вы можете вспоминать напряжение при задержанном дыхании у стены, и мышцы непроизвольно будут повторять эти движения и удерживать воздух. Самое важное чередовать тренировки со стеной и без. Сначала толкать мышцами стену, потом отходить от нее на шаг и представлять, что вы продолжаете сопротивляться ее давлению, расширяя диафрагму.

Пение на опоре — искусство управлять дыханием.

пение на опоре, парадоксальное дыхание, лайфхак для голоса

Резюмируем: опора звука у вокалиста подразумевает постоянную работу с выдохом. Дыхание нужно удерживать, равномерно расходовать, а не толкать рывками. Техника задержанного вдоха, которая использует парадоксальное дыхание, учит именно такому подходу к выдоху: вы придерживаете воздух, аккуратно его выводите. Плавный воздушный поток дает опору голосу, делает его сильным. Ведь каким будет выдох, таким будет и звук.

Опора при пении — это ощущения, когда ваши мышцы выталкивают и удерживают звук и дыхание одновременно.

Данный лайфхак для голоса как раз позволяет научиться и тому, и другому. Приучайте мышцы живота, солнечного сплетения и ребер быть активными, расширяться при вдохе и удерживать воздух при выдохе. Именно это является самым основным навыком у хорошего певца.

Напишите мне про ваши ощущения в комментариях, насколько легко получается задерживать вдох. Либо поделитесь своим лайфхаком на опору голоса!

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

7 thoughts on “Лайфхак для голоса #3. Пение на опоре — управляй дыханием!

  1. Спасибо вам огромное! Спустя год занятий с помощью вашего лайфхака я поняла как правильно дышать на опоре, даже после первого упражнения легко получилось спеть, но не всегда получается, надо чаще заниматься)))

      1. Я пою в арт фолк группе, стилизованные народные песни))) Но иногда приходится и эстрадные петь) Мне очень помогло ваше упражнение, я в течении года в интернете искала всевозможные упражнения и делала их на опору, но понимания небыло как она работает, а тут сразу поняла)))

        1. Очень интересный жанр! Надеюсь, другие статьи блога тоже вам пригодятся. Удачи в вашем творчестве! И всегда буду рада вашему мнению, как поющего и выступающего человека о тематике, которой я касаюсь:)

          1. Спасибо!!!! Другие статьи ваши мне тоже интересны и я так же их читаю))

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *