Что значит петь выше? Регистры голоса у вокалиста

регистры голоса у человека, певческие регистры, регистры вокал, статьи о вокале, блог о вокале
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

На пробном уроке вокала начинающие вокалисты часто спрашивают: «А что значит петь выше или ниже?» Людям без музыкальной подготовки сложно понять, как управлять голосом и менять его высоту. Да и что такое «высота голоса»?

Некоторым кажется, что петь выше — означает петь громче. Однако, эти слова НЕ синонимы! Мы можем петь громко и высокие, и низкие ноты. Почему голос звучит то ниже, то выше, зависит от того, в каком певческом регистре голоса вы берете ноту.

В этой статье мы поговорим кратко, какие бывают регистры голоса. Если вам уже известна данная тема и интересует практика, то советую упражнения на развитие певческих регистров в разделе O VOCALE «Лайфхаки для голоса».

Какие бывают регистры голоса у человека?

Регистры есть у каждого музыкального инструмента. Голос — это тоже музыкальный инструмент. Представьте струны на гитаре. Самая толстая струна звучит низко, она натянута менее упруго. Самая тонкая струна звучит выше, потому что натянута сильнее. Так же сильно натягиваются и голосовые связки у певца на верхних нотах. Поэтому звук становится тоньше и выше.

Нижняя и верхняя струны звучат в разных регистрах — верхнем и нижнем. Вместе они составляют музыкальный диапазон гитары — от самой высокой ноты до самой низкой.

То же происходит и с голосом. Регистры у вокалиста — это то, какой отрезок голосового диапазона он использует, верхний или нижний.

Насколько сильно натянуты голосовые связки при пении, настолько выше будет певческий регистр. Об этом мы говорили в статье «Как петь высокие ноты», советую почитать.

Можно выделить основные регистры голоса у вокалистов:

  • верхний регистр (который многие методики называют «головным» голосом)
  • средний регистр
  • нижний регистр («грудной» голос)

Кратко о певческих регистрах голоса.

Как понять, в каком регистре звучит ваш голос на определенных нотах?

  • Во-первых, регистры голоса имеют разную окраску, по которой их можно отличить.
  • Во-вторых, на помощь придет резонация звука и его вибрации.

Например, когда вы переходите в высокий регистр голоса, звук меняет окраску, становится тоньше. Вы совсем не замечаете, что голосовые связки натягиваются и начинают колебаться быстрее. Звуковая волна набирает более высокую частоту. И кости черепа вибрируют от этой высокой звуковой волны.

Кажется, что верхние ноты звенят (резонируют) в голове. У некоторых голос ощущается в макушке, у некоторых в затылке, во лбу или в переносице.

В нижнем регистре связки укорачиваются, становятся толще, а звук плотнее и грубее. В голосе появляются низкие частоты. Вибрации звука ощущаются в горле и в груди. Отсюда и название — «грудной».

Совет для начинающих. Если ваш музыкальный слух не развит, но вы хотите понять — ниже или выше вы поете, ориентируйтесь на ощущения в собственном теле. Где возникают вибрации при верхних и нижних нотах? Пытайтесь оценить окраску звука: звучит ли голос тонко, пискляво (верхние ноты) или грубо, плотно (внизу).

У вокалистов часто возникает такая проблема: верхний и нижний регистры не связаны между собой. Только что вы пели плотным красивым голосом, а потом словно что-то ломается, и вы переходите в пустой и тонкий звук (который часто зовут фальцетом).

Начальная постановка голоса у вокалистов «с нуля» часто сводится к тому, чтобы соединить верхний и нижний регистры голоса и избежать переходных нот на их стыке — переломов. Помогают в этом средние частоты, о которых поговорим ниже.

Микстовый средний регистр голоса.

Средний регистр голоса, так называемый «микст», вызывает больше всего вопросов у новичков.

Некоторые методики вокала выделяют средний регистр не как самостоятельный отрезок диапазона, а как участок голоса, где верхний и нижний регистры накладываются друг на друга и смешиваются. Отсюда и происходит название «микст».

Представьте себе, что вы открываете воду в кране, одновременно холодную и горячую. В итоге они смешиваются, и поток воды становится теплым. Вот таким же теплым тембром окрашивается ваш голос, когда вы поете не одной «головой» или «грудью», а стремитесь их «перемешать».

Микстовый звук — это прием пения, а не отдельный участок диапазона. Прием, при котором мы добавляем средних частот в голос.

Мы используем микст каждый день — в повседневной речи. Разговорный голос насыщен средними частотами. Он кажется естественным, приятным по тембру и не требует усилий. Поэтому многие педагоги советуют не петь, а «говорить» во время пения, чтобы показать естественную окраску голоса. Как и поступает большинство современных вокалистов.

регистры голоса у женщин, женские певческие регистры, регистры голоса у человека, певческие регистры, регистры вокал, статьи о вокале, блог о вокале

Звук у вокалиста при добавлении средних частот ощущается не в голове или груди изолированно, а в лице, в носу, в челюсти, на передних зубах и нёбе. В западных методиках средние частоты в голосе называют «твенгом», о котором мы еще ни раз поговорим.

регистры голоса, мужские регистры пение, регистры голоса у мужчин с высокими голосами, границы мужского голоса, пределы голоса регистры, грудной и головной регистрыЗа счет того, что связки у мужчин плотнее и толще женских, грудной регистр у мужчин занимает бОльшую часть диапазона и резко переходит в верхний регистр (в так называемый «мужской фальцет»). Конечно, все приведенные на рисунках пределы регистров голоса у мужчин условны и индивидуальны у каждого человека. Данный пример относится больше к эстрадному вокалу.регистры голоса, мужские регистры пение, регистры голоса у мужчин с низким голосом, баритон, границы мужского голоса, пределы голоса регистры, грудной и головной регистрыОтдельную статью о микстовом звучании голоса можно будет найти в разделе «Резонация звука», где я расскажу, как добавить «грудных» нот в «головной» голос и сделать звук на верхних нотах насыщенным. А также порассуждаем, почему все спорят о различиях твенга и микста.

Подписывайтесь на новости сайта, чтобы не пропустить эту статью!

Благодаря миксту у профессиональных вокалистов можно не услышать чисто головных нот и «переломов» голоса, так как они умело их маскируют. Голос звучит насыщенно и богато даже вверху.

Какие бывают голосовые регистры в методиках эстрадного вокала?

Разные методики эстрадного вокала упоминают свистковый (флейтовый, фистульный) регистр голоса, фальцетный, модальный (речевой) регистр, шумовой и штро-бас. Но, несмотря на различия, все школы вокала говорят о певческих регистрах примерно одно и то же:

  • Свистковый, фистульный, фальцетный регистры можно отнести к высокому регистру голоса.
  • Модальный, речевой, микстовый регистр — к среднему.
  • Шумовой и штро-бас — к нижнему.

К сожалению, данные названия регистров часто употребляют в отрыве от контекста, без упоминаний откуда этот термин появился. Это вызывает путаницу у новичков. А среди педагогов по вокалу — ожесточенные споры, как назвать тот или иной регистр пения.

Я советую не увлекаться терминами. Они хороши, только если вы изучаете определенную методику вокала, как, например, метод «речевого пения» (Speech Level Singing) Сета Риггза или метод Джо Эстилл (Estill Voice Training). Чтобы понять, как работают эти системы, вы должны говорить на их языке и, естественно, называть верхнюю часть диапазона «фальцетом», а не «головным регистром».

Я не ярый сторонник какой-то одной методики. Работает не сама методика, а человек ее применяющий. Нужно изучать не только термины, но и свой голос в практике.

Моя практика показывает, что ученикам легче различать регистры, отталкиваясь от «верхнего» и «нижнего». Так они понимают, что переходят к верхним и нижним нотам. Главная задача — научиться различать высоту звука, понимать, выше или ниже вы поете. А «голова» с «грудью», и вибрации в них, могут служить ориентирами.

Для любопытных. Пару слов о том, в чем различие названий певческих регистров. Шумовой регистр является частью нижнего, мы слышим его, когда говорим шепотом. В голосе много воздуха, но мало звука. Голосовые связки практически не смыкаются.

А вот если их немного сомкнуть на том же низком шепоте, включив в работу ложные связки, можно получить — штро-бас. Штро-бас напоминает неприятный скрежет, и часто зовется «fry» — прием пения на низких нотах, который так любят Britney Spears и Sia.

В западных методиках пения признается лишь два регистра — модальный (речевой), он же «modal voice» или «chest voice». И фальцет — «head voice», «falsetto». Однако, в нашей отечественной методике вокала «фальцет» и «речевой» голос — это приемы пения! При фальцете, в понимании российского вокалиста, в голос добавляется придыхание. Звук берется на мягкой атаке. В то время как на западе — все высокие ноты зовутся фальцетными, даже те, которые звучат плотно.

То же касается и модульного речевого регистра, который заменяет на западе полноценный грудной голос. В России «речевое пение» — это не самостоятельный отрезок диапазона, а добавление в голос средних частот, микст. 

Свистковый же регистр признается всеми странами мира. И располагается в самом верхнем отрезке вашего диапазона, где звук становится очень высоким и напоминает свист, а у суперпрофессиональных вокалистов переходит в ультразвук. Часто используется в экстремальном пении.

Разработать такие ноты возможно даже мужчинам, у них фальцет может легко перейти в необъятный запас верхних свистковых звуков. Яркий пример использования — пение Mariah Carey у женщин и Adam Levin у мужчин. Вокальный свисток — явление уникальное с точки зрения работы голосовых связок, и мы еще поговорим о нем в других статьях.

Как использовать работу голосовых регистров в пении?

Вот несколько советов, как использовать голосовые регистры в пении.

  1. Найдите свою самую высокую и самую низкую ноту.  Сделать это можно с помощью тюнера. Через приложение или онлайн. Так вы определите ваш диапазон голоса и его тип, границы голосовых певческих регистров. А значит, вы будете понимать, какие песни и стиль музыки вам удобны.
  2. Используйте все регистры, не избегайте нижних и верхних нот! Работа с верхним и нижним регистрами развивает диапазон, слух и силу звука. Для этого и существуют распевки. Они охватывают ВЕСЬ ваш диапазон, вы касаетесь крайних точек голоса сверху и снизу. Полезна также растяжка голоса на глиссандо, где вы соединяете оба регистра.
  3. Не слушайте песни для фона — анализируйте! Обращайте внимание, в каком регистре звучат голоса любимых исполнителей. Ориентируйтесь на то, где голос певца становится тоньше и звонче (словно звучит в голове), это будет верхний регистр. А где голос становится грубее, в груди — нижний регистр. Когда научитесь отслеживать смену окраски в чужом голосе, понимать, где звучат высокие и низкие ноты у других, вы удивитесь, что вам стало легче управлять собственным звуком!
  4. Перед тем, как петь песню, устройте разбор ее мелодии. Можно вместе с педагогом на уроке вокала. Выделите слова песни, на которые приходятся самые высокие ноты в мелодии и подчеркните их. А затем пойте, глядя в выделенный текст. Зная о высоких нотах заранее, вы будете машинально «подтягивать» голос повыше, звучать в верхнем регистре. На первое время этого достаточно, чтобы натренировать координацию голоса.
  5. Не путайте головной и грудной регистр голоса с головным и грудным резонатором! Это разные вещи! Голосовой регистр — это окраска звука, его высотная частота. В то время, как резонатор — это физиологическая полость, пустота в организме, куда попадает звук и становится объемнее. Такие пустоты есть во рту, в ротоглотке, в носу.
  6. Не стоит бояться верхних нот — берите их как получается! Начинающие вокалисты привыкли петь только в пределах своего разговорного регистра голоса, не выходить за его рамки. Поэтому любая песня больше трех нот, у новичков вызывает ужас: «Это слишком высоко, я не смогу это спеть!». Брать песни с непривычными высокими или нижними нотами нужно для разработки регистров, диапазона и слуха. А значит, для новых красивых красок в вашем голосе!

Изучать и развивать певческие регистры важно для любого вокалиста, который хочет стать профессионалом. В блоге O VOCALE есть ряд упражнений из моей практики, которые помогут познакомиться с регистрами голоса и в короткие сроки расширить диапазон. Также их полезно применять в качестве разогрева голоса перед занятиями пением.

Смотреть здесь: «Лайфхак для голоса: как развить вокальные регистры?»

Так что бегом тренироваться!

Если возникли вопросы, пишите мне в комментариях, буду рада пообщаться!

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

2 thoughts on “Что значит петь выше? Регистры голоса у вокалиста

  1. У меня точно такая проблема, не могу петь выше СВОИМ голосом, срываюсь куда-то на фальцет. Мне по советовали петь микстом... Но вот про микст ничего непонятно!! Где-то говорят, что его только на верхних звуках нужно использовать, а вы говорите что это вообще разговорный голос... Помогите разобраться.

    1. Вопрос очень интересный, и часто возникает у вокалистов при обучении пению! Но в двух словах в нем не разобраться. Предлагаю перенести беседу в Скайп. Вы можете записаться на бесплатную консультацию и получить ответы:) А я смогу вас послушать и посоветовать что-то в отношении именно вашего голоса.

      Логин в Skype для уроков по вокалу elenadorngof

      страничка ВК — vk.com/elenadorngof

      Буду ждать ваших вопросов!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *