Как добавить объем в вокал и петь красиво на примере знаменитых певцов

как петь красиво, как научиться петь, школа вокала, уроки вокала, обучение пению, вокал объем, объемный голос пение, как добавить объем вокал, лайфхаки вокал, лайфхаки для голоса, блог о вокале, елена дорнгоф, блог о пении, блог ovocale, ovocale, как петь лучше

Хотите, чтобы голос звучал красиво, правда? Просто добавьте в него объем! Именно так поступают знаменитые певцы. Они меняют объем в голосе за счёт мягкого нёба: то поют с высоким куполом, то уводят звук в прикрытый «зевок», то опускают мягкое нёбо и получают тванг. Это делает вокал разнообразным и стильным. 

В прошлой статье мы выяснили как работает нёбо при пении, но без примеров ничего не понятно. Так что ниже я приведу несколько известных вокалистов, у которых отчетливо слышно, как их мягкое нёбо влияет на объем в вокале и как это позволяет петь красиво.

Напомню, что у мягкого нёба в эстрадном вокале есть 3 положения.

  • высокое мягкое нёбо,
  • опущенное положение,
  • cредняя (нейтральная) позиция.

Положения нёба сильно влияют на тембр. Высокое мягкое нёбо добавляет объем в голос, а низкое вызывает назальность в вокале. 

Разберем для начала каждый вариант в отдельности.

Пример, как добавить объем в вокал на высоких нотах

Если спеть верх на высоком нёбе, вокал становится очень красивым, объемным, открытым. В треке «Never enough» из фильма-мюзикла «Greatest Showman» отчетливо слышно, как певица Loren Allred поднимает мягкое нёбо. Это прямо «классический» пример вокального зевка, словно по учебнику – из разряда «как петь правильно»:

Loren Allred — «Never Enough»

Конечно, вокальный зевок не единственный создает открытый звук. На объемный голос влияет гортань (насколько широкая или узкая глотка), раскрытые ложные связки и широко открытый рот. Но без высокого нёба (купола) все это не сработало бы. Голос становится потрясающе полётным, звенит и резонирует на высоких нотах.

Приведу еще пример вокального купола для разнообразия. Шведская группа ABBA — «The Winner Takes It All»:

Пример, как петь в речевой позиции

Мы уже говорили в прошлой статье, что вокалисты часто поют в речевой позиции на среднем положении мягкого нёба. Голос при этом звучит естественно. Это положение получается у каждого человека, достаточно просто «говорить» при пении. Вот парочка примеров.

Andy Williams начинает свой золотой хит «Feelings» в речевом тембре, совсем не поднимая нёбо:

Andy Williams — «Feelings» (первый куплет)

А в припеве на высоких нотах все-таки добавляет вокальный зевок, но сохраняя разговорный голос. Послушайте, как влияет высокий купол на речевую позицию:

Andy Williams — «Feelings» (припев)

Обычно с нейтральным мягким нёбом в вокале нет объема, но и плоского назального звука тоже нет. Среднее положение нёба хорошо использовать в куплетах на удобных разговорных нотах. Тогда вокал звучит красиво и приятно. Как это происходит у Тины Кароль в песне «Ноченька»:

Пример, как петь с твангом

Низкое нёбо, в отличии от предыдущих позиций, провоцирует назальность, так называемый «вокальный нос». При опущенном нёбе голос звучит плоско и резко. С ним легко найти тванг в вокале.

Англоязычные певцы часто поют на низком нёбе, потому что в принципе не умеют иначе. Английская фонетика использует много назального звучания и строится на высокой гортани, высоком корне языка и низком нёбе. Потому разговорный голос у американцев и англичан почти не отличается от певческого – он звонкий и резкий, но немного носовой.

Послушайте, как поёт Bruno Mars с низким мягким небом в куплете песни «The Lazy Song»:

Bruno Mars — «The Lazy Song»

Согласитесь, если бы Бруно Марс использовал классический вокальный зевок, он бы пел некрасиво и неестественно для английского языка.

Вот еще пример в песне Beyoncé «Crazy in love». Кажется, что она поет в обычной речевой позиции, хотя постоянно опускает мягкое нёбо особенно на окончаниях -ing.

Как петь песню с разным тембром голоса?

Следующий пример точно убедит вас, что мягкое нёбо очень сильно влияет на тембр певца! Даже одну песню можно спеть с объемом или без него благодаря разному положению вокального зевка.

Самый яркий пример композиция «All by myself».

Вот как её исполняет автор песни Эрик Кармен:

Eric Carmen — «All by Myself»

Слышите в его вокале низкое нёбо? Отчетливую назальность? Даже на верхних нотах певец остается верен себе и практически не поднимает нёбо, ощущение что его мягкое нёбо просто расслабленно свисает при пении. Вокал выходит звонким, пронзительным.

Сравните с версией Селин Дион. Вокальный купол и объем на верхах – визитная карточка этой поп-дивы. Зевок высокий, а голос полётный, объёмный:

Celine Dion — All By Myself

Ну и для сравнения еще один вариант этой песни в исполнении Димаша Кудайбергена, трек из его выступления на китайском проекте «I'm singer».

Димаш Кудайберген — All By Myself

Этот вариант показывает, что будет, если вокального купола слишком много. На мой взгляд, голос перестает звучать естественно.

Cпецифическая манера Димаша Кудайбергена стала любима у его поклонников. Некая смесь академа и эстрады. Мне она не близка, но претензий к вокалисту нет. Запись выложена для сравнения, как работает нёбо при пении во всех трех положениях.

Подвижное мягкое нёбо – это полноценный инструмент для разных творческих задач! Используйте этот лайфхак в песне, которую поёте.

Чтобы добавить новых красок, спойте ее целиком на зевке с высоким нёбом, затем на низком нёбе с твангом и потом — на среднем в речевой позиции.

После таких тренировок, нёбо станет подвижным, а вы, я уверена, найдете новые красивые ноты в своем тембре с помощью новой вокальной техники.

Как научиться петь стильно?

В первом случае мы услышали, как преображается одна песня, у разных певцов. Но часто один певец может звучать очень по-разному в своих песнях из-за разного объема в голосе.

В пример Элвис Пресли и его песня «Jail House Rock»

Elvis Presley — «Jail House Rock»

В этом отрывке низкое и среднее нёбо Элвис дополняет высокой гортанью и расщеплением звука на ложных связках. Плюс — мастерски контролирует дыхание и поёт на задержанном выдохе.

Сравните, как меняется тембр Элвиса в балладе «Can't help falling in love». Опущенная гортань и высокое нёбо создают объем:

Elvis Presley — Can't Help Falling In Love

Словно эти два трека поют разные певцы. Вот почему стоит научиться петь на разном положении нёба — чтобы звучать «вкусно» и интересно.

Прием пения на разном положении неба доступен любому человеку на земле. Это очень понятная и простая вокальная техника, которая сильно меняет тембр и помогает создавать собственный стиль.

Как спеть красиво одну песню?

Можно пойти еще дальше. Менять позиции нёба прямо в строчках одной песни. Что и делает Lady Gaga в композиции «Million Reasons». Поднимает вокальный зевок на высоких нотах припева, остальное поёт на среднем и низком нёбе. Дослушайте до конца — там особенно слышно низкое нёбо:

Кстати, в «Bad Romance» та же история – певица опускает нёбо на низких нотах, дабавляя тванг, и даже местами появляется гнусавость, а на вокализах вверху поднимает купол и создает объем. 

Как петь английские песни правильно?

Сегодня у вокалистов России такой тренд — пародировать западную манеру пения. Когда русские певцы поют на английском, они намеренно опускают нёбо, копируя произношение, и создают искусственный тванг. Кому-то это идёт, а чей-то голос становится откровенно гнусавым и не красивым.

Послушайте Вадима Капустина, запись песни «All of me» из его выступления на «Шоу-Голос 5». Вадим создает звучание близкое к американскому за счет искусственно опущенного мягкого нёба.

Но по мне опять же это перебор. Местами он оставляет много вокального носа, не поднимая нёбо. Голос звучит одинаково, пресно.

Сравните с оригиналом в исполнении John Legend:

John Legend — All of Me

Он сохраняет западную вокальную технику, чередует низкое-высокое нёбо, за счет чего звучит стильно и интересно.

Ну вот — теперь вы знаете «лайфхак» — если вы опустите мягкое небо в песне на английском языке, это поможет вам петь лучше, звонче, скопировать западную манеру пения.

Приемы, как петь песни на русском

Но не увлекайтесь низким нёбом в песнях с русским текстом! Русское произношение требует объема. Использует опущенную гортань, низкий корень языка. Так что добавлять назальность на низком нёбе надо аккуратно.

Иначе получается некрасивый плоский звук, тембр режет слух, отличается от разговорного естественного голоса.

Вот пример опущенного нёба у Алексея Чумакова в песне «Небо в твоих глазах». На мой вкус, в этом треке слишком много назальности:

Алексея Чумакова «Небо в твоих глазах»

Но, вообще, у Чумакова очень стильно и красиво звучит любая песня, потому что он умело меняет тембр голоса. В его вокале постоянно появляются новые краски.

Он то поднимает, то опускает нёбо, то поёт в купол и резонирует полным голосом, то добавляет тванг. Слушатель всегда увлеченно следит за такой игрой тембра в голосе.

Особенно слышно, насколько подвижно мягкое нёбо у певца, в отрывке из песни «Если бы знать зачем», где он чередует назальность и объем.

Алексей Чумаков — «Если бы знать зачем»

Как петь на вокальном зевке?

Что же до объема в голосе, тут русскоязычным певцам повезло. Нам очень легко петь на вокальном зевке и широком горле. Более того, русский язык требует такого объема, текст в русских песнях звучит красиво и естественно, если поднять мягкое нёбо.

Самый ярчайший пример объемного вокала из всех российских вокалистов... Думаю, вы и сами догадались – у Полины Гагариной.

Полина компенсирует объем небольшим твангом, хотя есть видео на просторах сети, где она отрицает, что знает этот прием пения:)

В любом случае, слышно, что она работает над вокальной техникой. Знает, как петь высокие ноты. Хорошо соблюдает баланс объема и назального звука. И в русских песнях, и когда поет на английском.

В песне «Смотри» – сначала звучит низкое небо, «вокальный нос» становится заметным, но позже за вторым разом появляется объем. А в припеве она держит высокий купол:

Вот в этом видео даже наглядно видно, как певица тянет мышцы вокального зевка наверх (смотреть на отметке 1:30):

Наблюдать за певцами очень полезно. А еще полезнее — если вы вдруг поняли «фишку» певца, тут же применить ее в своем голосе. Например, вспоминать этот кадр Полины Гагариной, когда хотите дотянуться до высокой ноты и поднять нёбо наверх.

А вы умеете красиво петь?

Очень много примеров не попало в эту копилку, иначе статья вышла бы очень длинной. Давайте дополним этот список в комментариях! У каких певцов вы отчетливо слышите низкое или высокое нёбо при пении? На каких песнях тренировались лично вы? Получается ли у вас петь по-настоящему красиво и стильно?

Напомню, в нашей группе Вконтакте вы всегда можете поделиться своими записями и продвинуть себя, как вокалиста — рассказать миру о своем творчестве и достижениях в пении. Это бесплатный способ себя прорекламировать, заглядывайте:)

А еще подписывайтесь на новости, нажав на колокольчик справа внизу, чтобы получать свежие статьи на почту: никакого спама — только самое полезное для развития вашего голоса.

Поделитесь статьей с друзьями!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *