Как петь громко? Голосовые резонаторы и резонирование в вокале

как громко петь, голосовые резонаторы, громкое пение, вокал, резонация звука, головной резнатор, грудной резонатор, глоточны резонатор, резонирование при пении, резонансное пение, вокал, резонаторы в вокальном искусстве
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Хотите узнать, в чем секрет громкого пения? Вы не поверите, но секретов нет!

Голос рождается от колебаний голосовых связок. На выдохе звуковая волна поднимается вверх. Попадает в голосовые резонаторы. Усиливается от резонанса в сотни раз. И мы звучим. Всё!

Резонирование усиливает голос. И дыхание также влияет на громкость вашего звучания. Поэтому, если вы хотите петь громко, вот что нужно сделать в первую очередь:

  • понять, как работают певческие резонаторы,
  • научиться вокальному дыханию.

О дыхании мы уже говорили, рекомендую почитать статьи на тему певческого вдоха и парадоксального дыхания. А здесь мы разберем, что такое голосовые резонаторы у человека и зачем голосу резонировать. 

Как работают голосовые резонаторы при пении?

Резонанс — это волшебная таблетка для любого вокалиста. В считанные секунды он делает голос звонким и объемным.

Голосовые резонаторы работают верно, если при пении:

  • звук становится сильнее и вы поете громко,
  • вы не прикладываете усилий, поете без надрыва,
  • объем голоса увеличивается,
  • появляются новые обертоны в тембре, он звучит насыщенно.

Почему резонаторы делают голос громче?

Резонанс при пении работает благодаря отражению звука. Представьте, что вы что-то сказали в пустой комнате. Произнесенные слова отразятся от стен и будут гулкими. Но вы даже не приложите к этому усилий. Возникнет эффект резонанса. По тому же принципу работает резонансное пение.

Звуковая волна попадает в голосовой резонатор (в полости в нашем теле), отражается десятки раз и накладывается сама на свои отражения. Благодаря чему в голосе возникает много высоких и средних частот. К высокочастотному спектру очень чувствителен наш слух.

Это не значит, что вы начали петь громче. Просто тембр стал ярче! В нем появилось больше «цепляющих» нот (усиленных средних и высоких частот). И такое изменение резонансных частот ухо воспринимает как повышение громкости.

Как устроены певческие резонаторы и из чего состоят?

Вспомним школьный курс физики, из чего состоит резонатор вообще.

  1. Источник энергии, которая вызывает резонанс.

    В организме певца источником резонирования будет дыхание — движущая сила для голоса. Если нет выдоха, то нет и звука. Дыхание стоит брать активно перед пением, чтобы создать давление под и над голосовыми связками. А во время пения нельзя выпускать весь воздух сразу! Учитесь выдыхать равномерно. Тогда звуковая волна будет ровной и сильной, а резонанс громким.
  2. Движущееся тело, которое колеблется и создает резонанс.

    В вокале — это голосовые связки. Они колеблются и создают звуковую волну. Если связки смыкаются плотно, то резонирование будет ярче, и вы сможете петь громче. Многие проблемы с голосом решаются, когда вы понимаете, как управлять смыканием голосовых связок.
  3. Пустота, резонирующая полость.

    Для резонирования звуку нужно пространство, где он будет отражаться. В организме человека много пустот. Например, широко открытый рот. Он является певческим резонатором. Поэтому педагог вокала заставляет вас расслаблять челюсть и опускать ее пониже — так вы освобождаете пространство для резонирования. Свободная глотка у вокалиста также создает необходимую голосу пустоту.

Итак, для громкого резонирующего голоса важны три компонента:

  • активный вдох и ровный выдох,
  • правильное смыкание голосовых связок,
  • отсутствие зажимов горла и челюсти.

Какие голосовые резонаторы есть у вокалиста?

Посмотрим, какие резонаторы используются в вокальном искусстве. Ранее считалось, что основных резонаторов два — головной и грудной. Высокие звуки резонируют в голове и ее пустотах, выше голосовых связок. А низкие звуки резонируют в груди — трахее и бронхах, ниже голосовых связок.

В последние десятилетия проводится много исследований резонаторов голосового аппарата у человека. Появились научные доказательства, что в груди звук не резонирует, а лишь вибрирует. Так как звуковая волна, рожденная на связках, поднимается под давлением воздуха вверх. А не спускается вниз, в грудную клетку. В легких, трахее и бронхах мы чувствуем лишь отголоски резонирования, только вибрации, а не сам резонанс.

То же происходит и с «головным» резонатором. Многие педагоги вокала советуют направлять звук в лобные пазухи на верхних нотах для лучшего резонирования. Однако, лоб и его пустоты не имеют прямого воздушного соединения с горлом. Значит, колебания воздуха и звука не могут напрямую туда попасть! При пении вокалист чувствует лишь вибрации в лицевых костях, зоне лба и в затылке, которые возникают от резонанса в глоточном и носовом резонаторах.

голосовые резонаторы, резонирование звука при пении, резонанс в вокале, носовой резонатор, головной резонатор, гортань, глотка, гортаноглотка, глоточный резонатор, как петь громко, вокал

Какие резонаторы голосового аппарата существуют:

  • рот, где образуется резонирующая полость между челюстью и твердым небом,
  • носоглотка, где мы можем влиять на резонанс с помощью мягкого неба,
  • полость носа и его придаточные пазухи,
  • глотка и гортань, а точнее ротоглотка и гортаноглотка.

Каких резонаторов в пении нет:

  • головной резонатор
  • грудной резонатор

Резонирующие полости, которые мы перечислили, составляют вокальный тракт — ваш голосовой аппарат. Влияя на одну часть вокального тракта, вы управляете голосом целиком и своим пением. Если научитесь менять форму голосовых резонаторов, то поймете как изменить тембр голоса, сделать звук громче, более отрытым. Как научиться управлять резонированием звука при пении мы поговорим в следующей статье.

Не путайте голосовые регистры и резонаторы!

Многие начинающие вокалисты путают головной регистр и головной резонатор. Или грудной регистр и грудной резонатор. Это большая ошибка! На самом деле не существует грудного и головного регистра. Мы просто  привыкли так их называть. Почему — читайте в этой статье: «Что значит петь выше? Регистры голоса у певца».

Голосовой регистр — всего лишь отрезок вашего диапазона.

Голос переходит в разные регистры при пении из-за изменения длины голосовых связок. Регистр воспринимается только на слух, акустически. Высота звука меняется в разных регистрах.

Голосовой резонатор — это физическая пустота в теле.

Его можно почувствовать физически. Например, откройте шире рот или поднимите мягкое нёбо, и голос будет звучать громче. Высота звука не меняется, когда вы используете разные резонаторы. Но меняется наличие частот в тембре — например, больше высоких или средних, которые «цепляют», «режут» слух.

Простыми словами:

  • За счет регистров мы поем высоко или низко.
  • А резонаторы позволяют петь громко или тихо.

Конечно, голосовые регистры и резонаторы работают сообща. Если вы поете в низком «грудном» регистре, у вас появляется «грудное» резонирование. То есть голос становится насыщенным, грубым, гулким, с низкими частотами. Регистры помогают ощутить вибрацию в теле при пении от резонирования — физически. Переключаясь с высокого регистра на низкий, можно почувствовать, как работают резонаторы на низких и высоких звуках.

Резонаторы и голосовые связки — как петь громко?

На резонансе можно петь громко долгое время без каких-либо усилий. Резонирование при пении «защищает» голосовые связки от срывов и перегрузок. Голос не устает даже после нескольких часов вокала.

Парадокс правильной вокальной резонации в том, чтобы не напрягаться во время пения, пытаясь получить громкий звук, а наоборот расслаблять мышцы голосового аппарата! Чем расслабленней челюсть и горло, тем больше освобождается пространства для резонирования.

К сожалению, начинающие вокалисты частенько уходят в зажим, а вместо резонансного пения переходят на крик. Поют «на связках», «дерут горло». А потом лечат голос. Зажим позволяет увеличивать громкость звука более плотным смыканием связок. Но натирает на них мозоли. Узелки на связках, которые лечатся с большим трудом.

Криком и форсированием свободного звука добиться нельзя, петь громко долгое время на крике не получится!

Если вы ощущаете дискомфорт во время пения — саднит, першит, появляется «комок» в горле — остановитесь и ненадолго прекратите петь. Дайте отдохнуть вокальным мышцам, расслабьте плечи и шею. Спросите себя, а не потеряли ли вы ощущение голосовых резонаторов? Чувствуете ли поддержку дыхания при пении?

Обучение резонансному пению дело не быстрое. Грамотный педагог на уроке вокала уделяет работе с резонаторами голосового аппарата столько же внимания, сколько и дыханию. Если этого не происходит, то задумайтесь о компетенции вашего педагога.

О резонировании написано немало книг учеными-физиками, фониатрами и педагогами по вокалу. Советую почитать «Резонансное пение» В.П. Морозова, если вы занимаетесь вокалом самостоятельно и хотите разобраться, как работают певческие резонаторы.

А также в следующих статьях я расскажу вам — чем отличается носовое резонирование от головного и гортанного, и как влиять на работу певческих резонаторов, чтобы сделать голос по-настоящему сильным и красивым.

Подпишитесь на новости блога O VOCALE, чтобы их не пропустить!

[wysija_form id="1"]

Поделиться статьей с друзьями!

[easy-social-share]

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *