Как петь по-американски? Техника вокала CVT по Кэтрин Садолин

Катерина Браун, мастер-класс по вокалу, западная методика вокала, западная техника пения, приемы пения, метод CVT, методика Кэтрин Садолин
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Сегодня поговорим о современной западной технике вокала — CVT. Она же Complete Vocal Technique, Совершенная Вокальная Техника, по методу Кэтрин Садолин.

Эта вокальная методика становится  популярной в США, а в Европе является техникой номер один среди педагогов по вокалу и известных американских певцов. Ее создатель Кэтрин Садолин - оперная певица, педагог и исследователь анатомии человеческого голоса. В Копенгагене под ее руководством создан институт, где обучают пению и изучают физиологию вокалистов — Complete Vocal Institute (CVI).

На русском информации о Кэтрин Садолин и ее методе маловато. Зарубежные педагоги вокала еще ни разу не приезжали в Россию с этой системой.

Катерина Браун — певица и педагог по вокалу из США, одна из таких «первых ласточек». На данный момент она заканчивает обучение в Complete Vocal Institute и этим летом приедет в Санкт-Петербург с уникальным двухдневным мастер-классом по технике Кэтрин Садолин.

Катя охотно ответила мне на вопросы о методе CVT и помогла разобраться, чем же так хороша эта западная техника вокала.

Читайте наше интервью ниже, если вы хотите узнать:

  • на чем основан метод CVT по Кэтрин Садолин
  • какие приемы пения и «эффекты» используют западные певцы
  • что такое тванг (twang) и бэлтинг (belting)
  • как петь, как Кристина Агилера и Стиви Вандер
  • почему о Complete Vocal Technique так мало информации на русском
  • и возможно ли пройти обучение по методу CVT обычному вокалисту из России...

Читайте также первую часть интервью с Катериной Браун о музыкальной жизни в Америке, о том, как певцу найти работу в США и записать свой альбом.

Complete Vocal Technique или метод CVT Кэтрин Садолин.

— Катя, как ты познакомилась с методикой Кэтрин Садолин? Почему решила учиться именно по этой системе?

— После переезда в США я брала уроки вокала у разных педагогов. Одним один из них был Raz Kennedy, он-то и познакомил меня с Complete Vocal Technique... Сам Раз Кеннеди обучался в США у Сета Риггса, у Джо Эстил в Канаде, сотрудничал с Whitney Houston, Sting. Является персональным вокальным тренером группы «Metallica».

Именно Раз преподавал мне вокал по методу CVT около года, не вдаваясь особо в подробности. Уже тогда я почувствовала прогресс. Но настоящее прозрение на меня нашло, когда я лично познакомилась с Кэтрин Садолин — посетила её двухдневный мастер-класс по CVT в Окланде три года назад. После этого мой мир просто перевернулся! Я много у кого училась, по разным техникам — но эта изменила мое мировоззрение о вокале полностью!

Раз Кеннеди, Кэтрин Садолин, Cathrine Sadolin, CVT, complete vocal technique, вокал техника пения, западная методика вокала, педагог по вокалу
Слева направо: Раз Кеннеди (Raz Kennedy), Кэтрин Садолин (Cathrine Sadolin), Катерина Браун

— В чем оказалось преимущество техники вокала по CVT?

— Мне понравилось, что она рассчитана на любые стили пения, от классики и оперы до тяжелого рока и экстремального вокала. И, главное, позволяет сохранить голос здоровым! После прохождения мастер-класса я решила продолжать изучать ее во что бы то ни стало. Плюсом для меня, оказалось, что методика вокала Садолин достаточно структурирована и нет никакой воды — все четко и понятно. Отлично подходит для логиков. По CVT — любой человек может настроить голос, как свой индивидуальный инструмент, изменяя при этом его до неузнаваемости. Появляется много новых возможностей, чтобы пробовать и экспериментировать в вокале… Найти для себя идеальное звучание.

— С чем связано название «Complete Vocal Technique» — Совершенная Вокальная Техника? В чем ее «совершенство»?

— На первый взгляд, название «Совершенная вокальная техника», звучит так, будто эта методика пения самая лучшая, совершенная. Конечно, нельзя категорично такое утверждать ни про какую технику вокала... Хотя для меня, да, она лучшая!

В интернете можно найти также перевод «полная» вокальная техника, более дословный. Мне он не особо нравится. Для своего предстоящего мастер-класса я советовалась с переводчиками и решила использовать термин «совершенная» (complete — прим.), потому что «Complete Vocal Technique» описывает совершенно всё, на что способен голос человека. И охватывает все важные для вокалиста нюансы в работе над голосом. В ней описано, как извлекать все доступные в пении звуки и добавлять различные «эффекты» в собственный вокал.

Основные принципы метода CVT

— В чем особенность метода Садолин? На каких «китах» держится эта современная западная методика вокала?

— Метод CVT основан на физиологии. В основе его лежат анатомические исследования голосового аппарата певца. Главная цель — использовать голос только «здоровым» способом.  Познакомится с этими исследованиями можно на официальном сайте Complete Vocal Institute. Они доступны для ознакомления абсолютно любому вокалисту, но на английском, на русский пока материалы по CVT не переведены.

— Я пыталась разобраться на англоязычном сайте, на чем строится методика CVT... Объясни, пожалуйста, простыми словами для русской аудитории.

— Есть три базовых принципа в пении по методу Кэтрин Садолин. Первый и один из самых важных принципов — поддержка и опора звука («суппорт»). Второй — использование необходимого тванга в вокале. Третий — полностью расслабленная нижняя челюсть и не натянутые губы. Эти базовые принципы, наверняка, многим вокалистам знакомы и встречаются и в других методиках. Но именно эти три вещи сохраняют голос здоровым!

А дальше начинается отличие CVT от классических приемов и техник вокала. Садолин выделяет четыре метода пения или «настройки» голоса. Нейтральный (Neutral), Сдержанный (Curbing), Перегруженный (Overdrive), Крайне перегруженный (Edge). Всего четыре! Но с их помощью можно достичь любого звучания, расширить диапазон голоса и кардинально изменять тембр. Так же Кэтрин объясняет как менять «цвет», окраску звука. При изменении оттенка можно сделать голос более плоским или объемным. Все эти вокальные приемы подходят для любого стиля пения.

— Кажется, несложно и понятно. Ты еще говорила об «эффектах»...

— Да, кроме трех базовых принципов и четырех настроек, есть много эффектов для голоса: дисторшн, вибрато, мелизмы, добавление воздуха в вокал и так далее…

— А как все это использовать при пении?

— Попробую объяснить в двух словах. Например, вам нравится Кристина Агилера, и вы хотите петь, как она. Агилера частенько использует из настроек голоса «овердрайв» и даже «эдж». Раньше это называлось «бэлтинг». Но CVT этот термин больше не использует... В итоге секрет вокала Кристины Агилеры — эдж с добавлением тванга, из эффектов — ее фирменный дисторшн и мелизмы. Если вы освоите эти приемы пения по CVT, сможете добиться похожего звучания и научиться петь, как Агилера.

Или другой пример — Стиви Уандер. В основном он использует много Сдержанного звука (Curbing), добавляет мелизмы. Это дает ему неповторимое звучание соул. А вот в классическом вокале вокалисты пользуются Нейтральным (Neutral) голосом, делают окраску звука «глубокой», и получают узнаваемое оперное пение.

Эти настройки помогают менять окраску звука, тембр вашего голоса под любой стиль музыки. Вы можете освоить манеру пения любимого певца! Но главное, с помощью смешивания различных настроек и эффектов можно найти свое собственное звучание. Тут уже дело вкуса. Все это я подробно расскажу и, главное, покажу на своем мастер классе.

Обучение технике вокала по Кэтрин Садолин

— Сколько времени нужно чтобы разобраться в технике CVT? Хватит ли одного мастер-класса по вокалу?

— С СVT можно познакомиться и за 3 часа. Смотря, какие цели преследовать. «Обзорную» информацию можно получить на мастер-классах, воркшопах. Есть ознакомительные курсы, рассчитанные на 5 дней, которые я посетила сначала. Их преподают педагоги академии Complete Vocal Institute — сами студенты Кэтрин Садолин! После этих курсов выдаются сертификаты. Для того, чтобы познакомится с техникой CVT, этого достаточно.

— А есть более углубленное изучение? Можно самому преподавать по этой методике? Вдруг нас читают педагоги по вокалу...

— Если хочется продолжать обучение вокалу по CVT, можно поступить на одногодичный курс. Он включает не только технику вокала, но и музыкальные науки — теорию музыки, гармонию, ритм… Чтобы преподавать технику Кэтрин Садолин, официально получить «авторизированного» педагога, нужно учиться 3 года и только в Копенгагене. Там уже все по полной программе: техника вокала, методика ее преподавания, работа в различных стилях, экзамены, концерты. Обучение только на английском. Кое-что преподает сама Садолин. Это безумно интересно! Обучение очно-заочное, и нужно находиться в Дании несколько недель, так что за это время Копенгаген станет родным. Кстати, прекрасный город!..

мастер-класс Катерина Браун,Complete Vocal Technique, вокал, западные техники пения, зарубежные методики вокала, Кэтрин Садолин, CVT

— Какие еще музыкальные учебные заведения, методики пения или курсы вокала ты рассматривала помимо CVT?

— Изучала несколько методик — Сета Риггса, Эн Пэкман, интересовалась Estill Voice и другими... много педагогов сменила, но ни в одной методике я не смогла найти исчерпывающих ответов на вопросы о своем голосе. CVT на мой взгляд самая систематизированная техника вокала. Ее плюс в том, что она постоянно развивается! Садолин и её ученики дополняют технику новыми открытиями, инновациями в изучении голоса. Учителя, которые закончили институт, обязаны раз в год приезжать на «Update», что-то типа повышения квалификации, где получают новые разработки по изучению голоса за последний год. Книга Кэтрин Садолин по технике CVT уже вышла в нескольких редакциях, и по секрету скажу, что скоро выйдет новая, дополненная новейшими открытиями по вокальной технике. Нам, как студентам, всё это преподается и объясняется одним из первых.

— Получается, есть книга для вокалистов по методу CVT, чтобы изучать технику самостоятельно?

— Да, книга Cathrine Sadolin «Complete Vocal Technique» (2013). На данный момент это последнее издание, скоро выйдет новое, дополненное, на английском языке. Я знаю, что в интернете есть переведенная на русский язык версия книги, но не советую ее читать. Многие термины там переведены дословно и не имеют смысла вообще! Я лично ничего там не поняла. Можно просто потерять время и ничему не научиться по этому переводу... Кстати, институт заверил меня, что через пару лет переведут всё на русский, как только появятся русскоязычные педагоги. Так что ждём!

Западная техника вокала CVT — для русских вокалистов?

— Подходит ли такая западная методика вокала как CVT русскоговорящим людям?

— А почему нет? В 17 странах она уже активно преподается и помогла многим вокалистам работать со своим голосом, научиться петь иначе. А чем русский человек отличается? В США, например, CVT только приходит, но педагоги преподающие по этой технике есть и в Сан-Франциско, и Нью-Йорке, и в Лос-Анджелесе. Со многими из них я знакома, мы пересекаемся иногда на семинарах. В Европе техника CVT очень популярна, думаю через 5-10 лет станет номер один и во всем мире, дайте время. Скоро книжка выйдет на русском языке со всей правильной терминологией и адаптированными гласными, и я надеюсь будет активно преподаваться в музыкальных школах и вузах и нашей страны.

— А что значит «адаптированнные» гласные?

— CVT дает примеры, образцы, как произносить гласные во время пения на 17 языках мира, включая английский! Есть аудио примеры и подробное описание в картинках — как открывать рот, в каком положении должен находиться язык при пении разных гласных.

— Думаю, это пригодится вокалистам разобраться с английским произношением и с положением языка и челюсти при пении...

— То, как вы и произносите гласные и согласные, влияет на звучание. Но это важно не только для правильного произношения. В CVT гласные дают правильную «настройку» голоса во время пения. Например, использовать эффект овердрайва можно только на английских гласных — «Eh» и «Oh»,  а вот другой прием — эйдж поется на гласных «I», «Eh», «A»... На своем мастер-классе я также расскажу, какие русские буквы могут подойти, как аналоги английских гласных.

— Почему в России так мало знают о методе CVT, как ты думаешь?

— Пока в России о Садолин знают мало, потому что не было особо русскоязычных представителей, и книга все еще не переведена на русский, а в общей массе у русских не очень хорошо с английским, чтобы читать оригинал. К тому же наши люди всегда с недоверием к новому относятся, я сама такая. Но стоит дать шанс чему-то новому и результат не заставит ждать! Методика Кэтрин Садолин возникла только 30 лет назад, она сравнительно молодая. И я очень рада, что буду одной из первых, кто познакомит с этой техникой российских вокалистов.

— Твой голос, твой вокал изменились после занятий в Complete Vocal Institute?

— Я думаю изменились. Мой муж, профессиональный музыкант, который слышал меня 5 лет назад, утверждает, что я очень выросла. Приятно слышать, и хочется верить, что после стольких лет исканий и учений, разница слышна! По ощущениям скажу, что проще стало владеть голосом, расширился диапазон, изменился немного тембр... Я нахожусь в поиске своего звука, решила изучить свой голос и научиться им владеть, как музыкальным инструментом. Нахождение в англоговорящей среде помогло понимать четко смысл того, что я пою. Раньше разбирая текст песни на английском, я хоть и знала о чем он, но всё равно заучивала, а теперь проще вкладывать смысл в слова.

— Тебе не мешает русский акцент, когда поешь на английском? Есть ли какой-то лайфхак, как от него избавиться?

— На самом деле, я не старалась специально избавиться от акцента и не скрываю его. Бразильские певицы прекрасно поют босса-нову на английском с акцентом, а звучит красиво и естественно. Я русская, и русский мой родной язык, а английский всегда будет вторым, поэтому акцент придает изюминку, индивидуальность… Ну, а вообще, я использую примеры гласных на английском языке, которые мы учим в CVI, и без знания которых — никуда! На правильных и нужных гласных очень много построено в этой методике.

— Что думаешь о подражании вокалистов западному произношению в русских песнях? Стоит ли копировать англоязычное звучание?

— В принципе, это неплохо — подражать западным певцам с хорошей техникой, учиться у лучших своего дела. Если это поможет найти свой звук, то цель оправдывает средства. Тут самое главное не потерять себя. Инструменталисты тоже пародируют известных музыкантов и соло «снимаю», так их только хвалят за это.

мастер-класс Катерина Браун, Complete Vocal Technique, вокал, западные техники пения, зарубежные методики вокала, Кэтрин Садолин, Complete Vocal Institute
Катерина Браун и ее ансамбль учеников

Что такое тванг и бэлтинг в технике вокала по CVT

— Что ты думаешь о тенденциях в западном вокале, о современных приемах пения?

— Я считаю какие бы приемы не были — все должно быть гармонично и звучать естественно. Потому что когда вокалисты стремятся петь, как знаменитости, подражать западным поп-дивам, часто в русскоязычные песни стремятся добавить «английское» звучание. Такие подражания носовому резонансу, твангу, иногда переходят в откровенно гнусавый звук, если человек поет на русском… По поводу приемов пения, надо еще понимать, что невозможно петь только одним приемом всегда, на одной настройке голоса. Они должны постоянно меняться — в этом вся суть. Когда умело переходишь от одной краски голоса к другой.

— А все-таки тванг нужен? Что говорит об этом Садолин?

— По поводу тванга... тут немного неправильное определение. Его, скорее, путают с носовым звуком (назальным), отсюда и гнусавость. Методика Садолин учит активно применять тванг, но это ни в коем случае не «гнусавый» звук, не «пение в маску». Этот вокальный термин никак не связан с носом! Подробнее мы обсудим его на моем мастер-классе. Я покажу примеры тванга и видео материалы, основанные на анатомических исследованиях. Чтобы петь высокие ноты громко — без тванга не обойтись. И бояться его не нужно, он позволяет нашему голосу оставаться здоровым.

— Чуть ранее, когда мы обсуждали «эффекты» и приемы пения, ты упоминула бэлтинг. Волшебный прием для вокалистов — чтобы петь громко. В CVT есть такой прием?

— На самом деле эффект «эдж» раньше называли бэлтингом , просто CVT не использует этот термин, чтобы не путаться. Однако, по окраске звука, подаче и манере эдж — тот же бэлтинг. Он добавляет металлические нотки в голос.

О мастер-классе Катерины Браун по методу Кэтрин Садолин CVT

— Что люди узнают на твоем мастер-классе по вокалу по методу CVT?

— Я подробно расскажу о технике вокала Кэтрин Садолин. Объясню основные принципы, покажу все примеры и видео, как работает наш голосовой аппарат. Поговорим, что такое тванг и другие приемы пения. Но главное — мой личный уникальный опыт певицы, которым я охотно поделюсь!

Являясь вокалисткой на протяжении последних 20 лет, я пела практически во всех возможных стилях: рок, поп, латино, соул, RnB, блюз, фанк, джаз и сейчас изучаю даже классическое пение. Основываясь на своем опыте, я могу рассказать, чем техника вокала Садолин может быть полезна, и какие приемы лучше использовать в разных манерах исполнения. Мы попробуем с пришедшими вокалистами освоить некоторые приемы на практике в разных стилях. Именно стилистике пения будет уделено большое внимание на мастер-классе.

— Каких результатов могут ожидать вокалисты от твоего мастер-класса? Можно ли научиться чему-то за несколько часов?

— Пение — нетрудный процесс, совершенно любой человек может научиться петь. Техника CVT работает сразу. В противном случае певец делает что-то не так. И главное! Нас, как педагогов CVT, тренируют решать любую проблему сразу, в прямом смысле этого слова, за 10-15 минут. Конечно, много зависит от самого вокалиста. От его навыков, натренированности, но талант в этом случае уходит на второй план. Постоянная практика и труд помогают достичь реальных успехов. И, вообще, результат будет заметен сразу! Тут я даю гарантию! Проверено на себе и моих учениках.

— А с какими учениками ты работаешь? Есть особенности в обучении пению в Америке?

— Среди моих учеников есть и русские, и американцы, каких-то особых различий с ними в работе не вижу. Так как моя студия располагается в Калифорнии, в Силиконовой долине, среди моих учеников много работников IT-компаний, таких как Google, Apple — очень творческие и любящие музыку ребята. У нас частенько случаются выступления и различные вечеринки...

Я всегда хвалю своих учеников не за их талант, а за их трудолюбие. Позитив и вера в себя, это, наверное то, что не хватает преподаванию в русских вокальных школах. У нас как-то любят «правду в лицо сказать» вместо того, чтобы работать над проблемой и помочь ученику решить её. Ну и, конечно, пение должно быть максимально комфортным. Этому учит и CVI. И так я работаю с учениками!

мастер-класс по вокалу, Катерина Браун, методики пения, зарубежные техники вокала, CVT, как поют западные певцы, как петь по-американски
Катерина Браун и ее младший состав учеников

— Почему важно изучать современные техники вокала и разные приемы пения? Посещать мастер-классы?

— Мир не стоит на месте, все развивается и прогрессирует, музыка в том числе. Уже недостаточно тех знаний и исследований, которые были популярны даже 10 лет назад! Новые стили музыки требуют нового стиля пения. Очень сложно оперным голосом и классическими приемами спеть тяжелый рок или ритм-энд-блюз, например. Нужна другая подача, другая манера. Этим мне и нравится техника Кэтрин Садолин. Она постоянно совершенствуется, «следует моде», но в то же время основывается на базовых классических принципах пения, без которых петь невозможно!

— Ты будешь вести мастер-класс сама или с кем-то? Будут какие-то приглашенные гости из США?

— Да, ещё одна причина почему просто необходимо посетить этот мастер-класс — это Аарон Перри. Супер-вокалист из Англии! Его называют вторым Фредди Меркьюри, и он участвует в трибьют-проектах в Европе. Аарон расскажет об экстремальном вокале и таких приемах, как дисторшн, гроулинг, рэттл, которые активно используются в современных роковых стилях пения. И главное, уделит должное внимание мужскому вокалу — расскажет, как работать с мужскими голосами на всем диапазоне…

Еще один гость — Кристиан Асмуссен, замечательный пианист, аккомпаниатор из CVI. Он будет работать с вокалистами оба дня. Участники мастер-класса споют под аккомпанемент фортепиано, так как мастер-класс включает практическую часть. Каждый сможет показать свой голос и отработать нужные приемы. Потренируем сложные для каждого моменты в песне. Так что жду всех, будет очень интересно и полезно!

Двухдневный мастер-класс Катерины Браун по методу CVT состоится 23-24 июня 2018 в Санкт-Петербурге.

 

Поделиться статьей с друзьями

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *