Лайфхак #4. Упражнения для вокалистов — тренировка диафрагмы при пении

тренировка диафрагмы, упражнения для вокалистов на дыхание, диафрагма при пении, вокал
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Насколько значима диафргама при пении? Как любая мышца в теле, диафрагма имеет мышечную память. Она «учится», как и вы, удерживать вдох, выводить выдох и выталкивать звук, чтобы он был летящим и звонким. Есть специальные упражнения для вокалистов на тренировку диафрагмы. Именно об этом пойдет речь в данном лайфхаке для голоса.

Диафрагма при пении: два самых главных упражнения для вокалиста.

Поведение диафрагмы при пении будет отличаться в зависимости от того, что и как вы поете: ведете звук плавно и нежно или агрессивно его выкрикиваете. Если вы хотите научиться и тому, и другому, то стоит освоить два самых главных приема любого вокалиста: пение на легато и стаккато.

«Легато» (от латинского «legato» — «связнный») - такой прием пения, при котором:

  • звук получается непрерывным и тягучим, все ноты связаны между собой,
  • диафрагма статична, она опускается и расширяется, ребра раздвигаются и удерживают дыхание,
  • легато помогает расходовать дыхание по по чуть-чуть,
  • часто используется в медленных песнях, где нужно соединять звуки плавно и напевно. Например, баллады Уитни Хьюстон.

Подробнее такой тип дыхания, мы обсуждали в предыдущих упражнениях для вокалистов, когда говорили о парадоксальном дыхании и тренировке диафрагмы при пении на удержание выдоха.

Но случается, что нам нужен не плавный напевный звук, а мощный и резкий, с активной подачей. Тогда мы используем второй прием пения.

«Стаккато» (от латинского «staccato» — отрывистый, дробный):

  • отрывистый звук, используется, чтобы подчеркнуть какое-либо слово акцентом, подать звук остро и громко,
  • диафрагма подвижна, выталкивает каждый звук вместе с коротким выдохом,
  • упражнения для вокалистов на стаккато позволяют ощутить силу звука, научиться брать ноту активно,
  • стаккато полезно выполнять на начальных этапах постановки голоса.

Почти все педагоги включают в свои уроки упражнения на стаккато. Я советую вам также выполнять их, если вы занимаетесь дома самостоятельно, для разогрева голоса. 

Тренировка диафргамы и дыхания на стаккато.

диафрагма при пении, дыхание при пенииДиафрагма при пении на легато сокращается медленно и плавно, чтобы организовать поддержку дыхания для голоса. Мышцы ребер удерживают дыхание статично, не опадая и не сужаясь, как раскрытый зонтик — взгляните на картинку. 

На стаккато все наоборот: диафрагма очень подвижна, она то и дело расширяется и сужается. И выталкивает выдох вместе со звуком. Наиболее ощутимо это расширение и сокращение в районе солнечного сплетения.

Чтобы лучше понять технику стаккато, представьте, что вы идете по темному парку. Вдруг из кустов выпрыгивает некто неизвестный и дает вам под дых. Что произойдет? Вы согнетесь пополам, мышцы живота резко сократятся вовнутрь и скорее всего вы издадите звук похожий на «Ах!» с выбросом дыхания.

Сымитируйте этот выдох, почувствуйте, как мышцы живота сократились и ушли вовнутрь, а вместе с ними активно вышел воздух.

Тренировка диафрагмы в практике:

  • найдите солнечное сплетение у себя. Мы уже делали это ранее, когда учились дышать животом. Для этого пальцами коснитесь ребер спереди там, где они стыкуются,
  • положите ладонь на эту область, вдохните и надуйте «шарик» на солнечном сплетении,
  • а теперь резко с выдохом уведите надувшиеся мышцы назад, словно хотите, чтобы они прилипли к позвоночнику,
  • выдох должен быть шумным и активным,
  • затем снова коротким вдохом наберите дыхание в область солнечного сплетения и снова вытолкните его,
  • сделайте восемь таких толчков на слог «Ха!».

В данном случае происходит не только тренировка диафрагмы, но и мышц живота. Начните с медленного темпа, чтобы прочувствовать, что происходит в теле. А затем сделайте восемь коротких толчков-выдохов на слог «Ха!» чуть быстрее. На каждый выдох мы сокращаем диафрагму полностью, чтобы «шарик» воздуха сдулся целиком. И заново берем короткий емкий вдох.

Используйте это упражнение перед пением. Голосовому аппарату легче настроиться на работу с упражнений без звука. А потом, оставляя такой же активный выдох, переходите к упражнениям для вокалистов с голосом.

Лайфхак для голоса: как быстро «прокачать» диафрагму при пении.

Перейдем к самому лайфхаку. Когда вы освоили быстрые вдохи-выдохи, используя солнечное сплетение, и поняли что диафрагма подвижна, подключаем голос к данной тренировке.

Алгоритм выполнения:

  1. Возьмем фразу «Я пою» и скажем ее по слогам: Я-По-Ю. Ваша задача вытолкнуть каждый слог, сокращая диафрагму, солнечное сплетение и переднюю стенку живота. Активно выдыхайте по слогам на «Я-По-Ю» как в предыдущем упражнении для вокалистов на слог «Ха!».
  2. Звук громкий, направленный в пространство от вас. Не говорите себе под нос, иначе лайфхак не сработает, а мышцы будут вялыми.
  3. Движения диафрагмы по силе толчка должны быть абсолютно одинаковые и ровные, как метроном.
  4. После каждого слога необходимо уводить живот назад, выталкивая звук, и снова брать дыхание. При вдохе выдвигать живот и солнечное сплетение вперед. Создавайте воздухообмен, берите дыхание чаще, при каждом произнесении слога: вдох-выдох-вдох-выдох.
  5. Звук активный, но толкаем его не горлом, а диафрагмой и выдохом. Не переходите на крик или в зажим. Если громко сразу не получается — не страшно. Начните с мягкого выдоха, а потом постепенно увеличивайте громкость голоса.

Когда вы повторите данный алгоритм несколько раз и уже без колебаний сможете ощущать работу диафрагмы, усложните упражнение.

Повторите каждый слог из фразы два раза: «Я-а. По-о. Ю-у.» Если выдох не выходит, перейдите на полушепот и добавьте букву «Х» в начале второго звука: «Я-ха По-хо Ю-ху». Это поможет произнести гласную мягче, ощутить выдох интенсивнее.

Далее делим фразу на три звука, повторяя трижды каждый слог: «Я-а-а. По-о-о. Ю-у-у», и каждый из них выталкиваем диафрагмой вместе с выдохом. Затем добавляем четвертый звук: «Я-а-а-а По-о-о-о Ю-у-у-у» и так далее. Насколько хватит сил в ваших мышцах. Темп со временем можно увеличивать.

Так работает диафрагма при пении на стаккато. Сокращается и выталкивает выдох вместе со звуком. Приведенное выше упражнение «Я-по-ю» хорошо подходит не только вокалистам, но и актерам, ораторам, лекторам.

Что даст лично вам тренировка диафрагмы при пении?

тренировка диафрагмы, дыхание при пении, упражнения для вокалистов, вокал

Хороший вокалист должен уметь петь все! Чтобы голос был разносторонним и интересным, нужно владеть разными приемами пения.

При исполнении песни у вас не всегда будет возможность долго и протяжно держать звук и выдох. Зачастую мелодия современных песен подвижна, прыгает то вниз, то вверх, а то, вообще, превращается в набор мелизмов из множества непонятных и быстрых нот.

Чтобы спеть все эти рулады, нам нужна тренировка диафрагмы при пении. Упражнение для вокалистов на стаккато делает диафргаму подвижной и сильной, а от подвижности диафрагмы зависит и подвижность голоса.

Это значит, что вы легко сможете переключится с низкого звука на высокий, спеть быструю фразу в песне, сделать красивые мелизмы. Конечно, за эти функции отвечает и гортань, но это тема для другой беседы.

А что касается диафрагмы при пении — важно включать в свою дыхательную гимнастику упражнения и на статичный долгий выдох, и на активность диафрагмы, чтобы приучать данную мышцу к разным видам работы.

А если вы все еще не поняли, как работает диафрагма при пении, посмотрите это короткое и понятное видео.

Поделитесь статьей с друзьями!

[easy-social-share]

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

One thought on “Лайфхак #4. Упражнения для вокалистов — тренировка диафрагмы при пении

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *