Лайфхак #4. Упражнения для вокалистов — тренировка диафрагмы при пении

тренировка диафрагмы, упражнения для вокалистов на дыхание, диафрагма при пении, вокал

Насколько значима диафргама при пении? Как любая мышца в теле, диафрагма имеет мышечную память. Она «учится», как и вы, удерживать вдох, выводить выдох и выталкивать звук, чтобы он был летящим и звонким. Есть специальные упражнения для вокалистов на тренировку диафрагмы. Именно об этом пойдет речь в данном лайфхаке для голоса.

Диафрагма при пении: два самых главных упражнения для вокалиста.

Поведение диафрагмы при пении будет отличаться в зависимости от того, что и как вы поете: ведете звук плавно и нежно или агрессивно его выкрикиваете. Если вы хотите научиться и тому, и другому, то стоит освоить два самых главных приема любого вокалиста: пение на легато и стаккато.

«Легато» (от латинского «legato» — «связнный») - такой прием пения, при котором:

  • звук получается непрерывным и тягучим, все ноты связаны между собой,
  • диафрагма статична, она опускается и расширяется, ребра раздвигаются и удерживают дыхание,
  • легато помогает расходовать дыхание по по чуть-чуть,
  • часто используется в медленных песнях, где нужно соединять звуки плавно и напевно. Например, баллады Уитни Хьюстон.

Подробнее такой тип дыхания, мы обсуждали в предыдущих упражнениях для вокалистов, когда говорили о парадоксальном дыхании и тренировке диафрагмы при пении на удержание выдоха.

Но случается, что нам нужен не плавный напевный звук, а мощный и резкий, с активной подачей. Тогда мы используем второй прием пения.

«Стаккато» (от латинского «staccato» — отрывистый, дробный):

  • отрывистый звук, используется, чтобы подчеркнуть какое-либо слово акцентом, подать звук остро и громко,
  • диафрагма подвижна, выталкивает каждый звук вместе с коротким выдохом,
  • упражнения для вокалистов на стаккато позволяют ощутить силу звука, научиться брать ноту активно,
  • стаккато полезно выполнять на начальных этапах постановки голоса.

Почти все педагоги включают в свои уроки упражнения на стаккато. Я советую вам также выполнять их, если вы занимаетесь дома самостоятельно, для разогрева голоса. 

Тренировка диафргамы и дыхания на стаккато.

диафрагма при пении, дыхание при пенииДиафрагма при пении на легато сокращается медленно и плавно, чтобы организовать поддержку дыхания для голоса. Мышцы ребер удерживают дыхание статично, не опадая и не сужаясь, как раскрытый зонтик — взгляните на картинку. 

На стаккато все наоборот: диафрагма очень подвижна, она то и дело расширяется и сужается. И выталкивает выдох вместе со звуком. Наиболее ощутимо это расширение и сокращение в районе солнечного сплетения.

Чтобы лучше понять технику стаккато, представьте, что вы идете по темному парку. Вдруг из кустов выпрыгивает некто неизвестный и дает вам под дых. Что произойдет? Вы согнетесь пополам, мышцы живота резко сократятся вовнутрь и скорее всего вы издадите звук похожий на «Ах!» с выбросом дыхания.

Сымитируйте этот выдох, почувствуйте, как мышцы живота сократились и ушли вовнутрь, а вместе с ними активно вышел воздух.

Тренировка диафрагмы в практике:

  • найдите солнечное сплетение у себя. Мы уже делали это ранее, когда учились дышать животом. Для этого пальцами коснитесь ребер спереди там, где они стыкуются,
  • положите ладонь на эту область, вдохните и надуйте «шарик» на солнечном сплетении,
  • а теперь резко с выдохом уведите надувшиеся мышцы назад, словно хотите, чтобы они прилипли к позвоночнику,
  • выдох должен быть шумным и активным,
  • затем снова коротким вдохом наберите дыхание в область солнечного сплетения и снова вытолкните его,
  • сделайте восемь таких толчков на слог «Ха!».

В данном случае происходит не только тренировка диафрагмы, но и мышц живота. Начните с медленного темпа, чтобы прочувствовать, что происходит в теле. А затем сделайте восемь коротких толчков-выдохов на слог «Ха!» чуть быстрее. На каждый выдох мы сокращаем диафрагму полностью, чтобы «шарик» воздуха сдулся целиком. И заново берем короткий емкий вдох.

Используйте это упражнение перед пением. Голосовому аппарату легче настроиться на работу с упражнений без звука. А потом, оставляя такой же активный выдох, переходите к упражнениям для вокалистов с голосом.

Лайфхак для голоса: как быстро «прокачать» диафрагму при пении.

Перейдем к самому лайфхаку. Когда вы освоили быстрые вдохи-выдохи, используя солнечное сплетение, и поняли что диафрагма подвижна, подключаем голос к данной тренировке.

Алгоритм выполнения:

  1. Возьмем фразу «Я пою» и скажем ее по слогам: Я-По-Ю. Ваша задача вытолкнуть каждый слог, сокращая диафрагму, солнечное сплетение и переднюю стенку живота. Активно выдыхайте по слогам на «Я-По-Ю» как в предыдущем упражнении для вокалистов на слог «Ха!».
  2. Звук громкий, направленный в пространство от вас. Не говорите себе под нос, иначе лайфхак не сработает, а мышцы будут вялыми.
  3. Движения диафрагмы по силе толчка должны быть абсолютно одинаковые и ровные, как метроном.
  4. После каждого слога необходимо уводить живот назад, выталкивая звук, и снова брать дыхание. При вдохе выдвигать живот и солнечное сплетение вперед. Создавайте воздухообмен, берите дыхание чаще, при каждом произнесении слога: вдох-выдох-вдох-выдох.
  5. Звук активный, но толкаем его не горлом, а диафрагмой и выдохом. Не переходите на крик или в зажим. Если громко сразу не получается — не страшно. Начните с мягкого выдоха, а потом постепенно увеличивайте громкость голоса.

Когда вы повторите данный алгоритм несколько раз и уже без колебаний сможете ощущать работу диафрагмы, усложните упражнение.

Повторите каждый слог из фразы два раза: «Я-а. По-о. Ю-у.» Если выдох не выходит, перейдите на полушепот и добавьте букву «Х» в начале второго звука: «Я-ха По-хо Ю-ху». Это поможет произнести гласную мягче, ощутить выдох интенсивнее.

Далее делим фразу на три звука, повторяя трижды каждый слог: «Я-а-а. По-о-о. Ю-у-у», и каждый из них выталкиваем диафрагмой вместе с выдохом. Затем добавляем четвертый звук: «Я-а-а-а По-о-о-о Ю-у-у-у» и так далее. Насколько хватит сил в ваших мышцах. Темп со временем можно увеличивать.

Так работает диафрагма при пении на стаккато. Сокращается и выталкивает выдох вместе со звуком. Приведенное выше упражнение «Я-по-ю» хорошо подходит не только вокалистам, но и актерам, ораторам, лекторам.

Что даст лично вам тренировка диафрагмы при пении?

тренировка диафрагмы, дыхание при пении, упражнения для вокалистов, вокал

Хороший вокалист должен уметь петь все! Чтобы голос был разносторонним и интересным, нужно владеть разными приемами пения.

При исполнении песни у вас не всегда будет возможность долго и протяжно держать звук и выдох. Зачастую мелодия современных песен подвижна, прыгает то вниз, то вверх, а то, вообще, превращается в набор мелизмов из множества непонятных и быстрых нот.

Чтобы спеть все эти рулады, нам нужна тренировка диафрагмы при пении. Упражнение для вокалистов на стаккато делает диафргаму подвижной и сильной, а от подвижности диафрагмы зависит и подвижность голоса.

Это значит, что вы легко сможете переключится с низкого звука на высокий, спеть быструю фразу в песне, сделать красивые мелизмы. Конечно, за эти функции отвечает и гортань, но это тема для другой беседы.

А что касается диафрагмы при пении — важно включать в свою дыхательную гимнастику упражнения и на статичный долгий выдох, и на активность диафрагмы, чтобы приучать данную мышцу к разным видам работы.

А если вы все еще не поняли, как работает диафрагма при пении, посмотрите это короткое и понятное видео.

Поделитесь статьей с друзьями!

[easy-social-share]

Поделитесь статьей с друзьями!

One thought on “Лайфхак #4. Упражнения для вокалистов — тренировка диафрагмы при пении

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *